Казачий компонент в содержании образовательного процесса

Казачий компонент
в содержании образовательного  процесса

Шахтинского Я.П.Бакланова казачьего кадетского корпуса

В  целях совершенствования образовательного пространства корпуса как образовательного учреждения, ориентированного на сохранение и укрепление культурно-исторических традиций казачества большую роль в воспитании кадет Шахтинского Я.П. Бакланова казачьего кадетского корпуса играет оформление помещений корпуса и территории в духе воинских и казачьих традиций. Центральный вход  корпуса оформлен баннером с фотографией почётного шефа корпуса, участника штурма Берлина Краснова М.Д., кадетами корпуса, на котором написан девиз корпуса: «За веру отцов, за честь родного погона».  Возле другого входа в корпус помещены баннеры с репродукциями картин: «Переход Суворова через Альпы» и  «Атака лейб-гвардии казачьего полка». В помещении корпуса размещены наглядные материалы с символикой Войска Донского; бюст шефа корпуса, героя войны на Кавказе, Я.П. Бакланова;  галерея портретов   казаков – героев Отечественной войны 1812 года; баннеры с изображением лошадей; портрет М.Ю. Лермонтова в казачьей форме; стенд «Писатели Дона»; стенд кадетской организации «Донцы»; стенды с присягой донского кадета, заповедями кадета; стенды с фотографиями кадет – выпускников корпуса и т.д.  Оформляется Музей казачьей славы.

В спальных помещениях комнаты отдыха оформлены  портретами казачьих атаманов; наглядными материалами с символикой Войска Донского. В каждом классе и спальном помещении обязательно есть икона и молитвы.

В учебном плане 6 — 9 классов реализуются курсы, формирующие у кадет знания об истории казачества, о возникновении и возрождении кадетских корпусов, а также реализующие воспитательные задачи кадетского корпуса:   «Основы православной культуры», «Православный образ жизни», «История казачества», «История донского казачества», «Литература Дона», «География Дона», «История кадетских корпусов», «Казачьи спортивные игры» и другие элективные курсы. По всем предметам учебного плана предусмотрено 10-15% учебного времени на изучение  тем, реализующих культурно-исторические традиции казачества и Дона.

Кроме курсов информационно-технологического профиля  в 10 — 11 классах изучаются предметы казачьей и военной направленности:  «Основы военной подготовки», «Основы православной культуры», «Православный образ жизни», «История войн и военного искусства русских полководцев», «Основы государственной службы», «История донского казачества», «Литература Дона»,   «История кадетских корпусов», «Основы военной службы»,  «История донского казачества», «Техника профессионального перевода», а также   регулярные  военно-полевые выходы, тактика, огневая подготовка, строевая подготовка, общевоинские уставы, проведение разводов на занятия, строевые смотры, основы армейского рукопашного боя, русское боевое искусство по системе Кадочникова и т.д. По окончании учебного года на территории учебного полигона дивизии «Дон» прово­дятся недельные  военно-полевые сборы кадет  6 — 10 классов.

Особо хотелось бы отметить повышение активности общественности корпуса и казачества Александровск-Грушевского юрта в решении проблем по расширению курсов дополнительного образования, реализующих  возможности историко-культурных традиций казачества.

Такие курсы как, военно-исторический клуб «Казачья память», фехтование традиционным казачьим оружием (шашка, пика, джигитка, рубка лозы), коневодство, конная подготовка, основы верховой  езды; техника стрельбы из пневматической винтовки, военное моделирование, дайвинг, казачья народная песня  ведутся на общественных началах казаками юрта и сотрудниками кадетского корпуса.

В октябре 2011 года в корпусе установлен памятник Святому Царственному Страстотерпцу, Атаману Всех казачьих войск Российской Империи Цесаревичу Алексею, к которому по традиции кадеты возлагают цветы перед началом всех значимых мероприятий, а также происходят православные службы.

В библиотеке Корпуса собрана литература о казачестве, а также архивные материалы о казаках, о старинных родах, к которым они принадлежат.

В       системе дополнительного образования работают кружки, реализующие культурно-исторические традиции  казачества:

1. Военно-исторический клуб «Казачья память».

2. Основы государственной службы.

3. История войн и военного искусства русских полководцев.

4. Клуб лидеров «Атаман».

5. Военное моделирование.

6. Клуб юных авиаторов «Сармат»: парашютный спорт.

7. Клуб юных авиаторов «Сармат»: начальная лётная подготовка.

8. Ансамбль танца «Атаманцы».

9. Духовой оркестр.

10. Вокально-инструментальный ансамбль.

11. Авиамоделирование.

12. Художественная студия.

13. Основы военно-морской подготовки.

Кадеты овладевают казачьими видами спорта:

1. Военно-спортивный клуб  «Пластун» (подготовка по программе специального разведывательного казачьего подразделения)

2. Фехтование традиционным казачьим оружием (шашка, пика, джигитка, рубка лозы).

3. Конневодство.

4. Конная подготовка: основы верховой  езды.

5. Русское боевое искусство по системе Кадочникова.

6. Тир, техника стрельбы из пневматической винтовки.

7. Армейский рукопашный бой.

8. Основы личной самообороны.

9. Казачье многоборье.

10. Казачьи спортивные игры.

Команда кадет ежегодно активно принимает участие во Всероссийской военно-спортивной игре «Казачий Сполох», спартакиадах различных уровней, занимая призовые места.

Кадеты участвуют в ежегодных поисковых экспедициях по местам традиционного проживания казаков собирая оружие, костюмы и предметы быта казаков, изучая казачий фольклор, быт и исторические традиции.

Воспитанники кадетского корпуса активные участники   соревнований  «Вера, Отечество, Честь» Международного слёта  кадетских корпусов, Суворовских училищ, казачьих школ, военно-патриотических клубов в рамках Международного военно-исторического фестиваля  «День Бородина»; Всероссийского фестиваля творчества кадет «Юные таланты Отчизны»; слёта военно-патриотических клубов России имени святого благоверного князя Александра Невского; слёта казачьих учебных заведений по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей и молодёжи «Казачий двор»; Областного фестиваля казачьей молодёжи «Казачок».

Корпус проводит активную работу по расширению международных связей с кадетским и казачьим зарубежными движениями. Лучшие кадеты побывали в Греции на острове Лемнос, приняли участие в Кремлёвском кадетском балу; принимали делегации сверстников в кадетском корпусе из Москвы, Санкт-Петербурга, Сызрани и т.д..

Награды корпуса;

1. Благодарственная грамота Председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством Епископа Павлово-Посадского Кирилла за усердные труды во славу Русской Православной Церкви и возрождение  казачества.

2. Почётный знак и грамота «За активную работу по патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации» Коллегии Российского Государственного военного историко-культурного центра при Правительстве Российской Федерации.

3. Диплом Министерства образования и науки Российской Федерации занявшему третье место в смотре-конкурсе на звание «Лучший казачий кадетский корпус» в 2011 году.

4. Благодарность секретаря Политсовета Московского областного регионального отделения Партии «Единая Россия», Члена Совета Федерации ФС РФ  за активное развитие военно-патриотического движения и огромный вклад в духовное воспитание подрастающего поколения;

5. Почётная грамота  и боевая хоругвь Ленинградского областного общественного фонда  содействия национальному единению и согласию «Миротворец»   Второго и  Третьего  слёта военно-патриотических клубов России имени святого благоверного князя Александра Невского.

6.Грамота  и медаль Общероссийской  общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» за большой вклад и активное участие в патриотическом воспитании молодёжи, содействие развитию военно-прикладных видов спорта, значительные заслуги перед ДОСААФ России.

7. Почётное войсковое  знамя ВКО ВВД.

8. Полковой бунчук 17-го Баклановского полка.

В кадетском корпусе издаётся газета «Баклановский вестник», материалы которой готовят сами кадеты.

Казачья составляющая ярко и содержательно представлена в
оформлении территории, учебных и спальных помещений кадетского корпуса.

Ведущим направлением  в работе, проводимой в кадетском корпусе, является формирование системы военно-патриотического воспитания на основе боевых традиций отечественной армии, традициях донского  казачьего войска, на понимании  значимости профессии защитника Отечества.
Администрация  кадетского корпуса, офицеры-воспитатели   являются военнослужащими запаса.  Более 50% сотрудников корпуса (весь педагогический коллектив) являются членами реестровых казачьих обществ. Это позволяет  на примерах отечественной  истории, героических традициях Российской Армии и донского казачества строить квалифицированно  и  профессионально учебный процесс.

Корпус поддерживает тесные связи с ВКО ВВД, Черкасским казачьим округом, Александровск-Грушевским юртом, хутором Власово-Аюта, хутором Михайловским и с молодёжной  общественной организацией «Донцы», а также с рядом казачьих станиц, хуторов и организаций войсковых казачьих обществ России.

В Корпусе проходят частые встречи кадет с ветеранами-казаками, кадеты присутствуют на всех проводимых Кругах, участвуют в мероприятиях Войска.

В рамках реализации Программы развития  педагогический коллектив  работает над разработкой  научно-методической базы организации образовательного процесса как военизированной игры.

Система кадетского воспитания – это своеобразная военизированная игра в реальных военных, в которой дети стараются быть похожими на взрослых.
Сама организация жизнедеятельности кадетов – это режим, распорядок дня и военизи­рованная составляющая. По большому счету – военизированная игра. Используются воин­ские уставы, хотя они ориентированы на другой возраст и другую ситуацию.  Учащиеся кадетского корпуса носят  военную форму и проходят строевое обучение, выполняют воинские ритуалы. Вся жизнь и деятельность воспитанников корпуса строится по армейским законам, начиная с утреннего развода на занятия и, заканчивая разбором учебного дня на построениях после окончания занятий с учетом требований Устава ВКО ВВД. Следовательно, воспитание в кадетском корпусе бинарное: это комбинация ав­торитарного и демократического методов.  Авторитарный метод особенно практикуется на первых ступенях – организация воени­зированная, кадеты должны уметь подчиняться приказам. На этом этапе идет и передача им определенных норм и требований в готовом виде. В старших классах кадеты начинают ос­мыслять правила, осознавать их ценности и смысл – а почему именно такое правило мы должны выполнять? Здесь начинается комбинирование методов. На старшей ступени доми­нируют демократические подходы. Поэтому эти методы используются параллельно и являются необходимыми для кадет­ского корпуса.
Важное место в воспитании кадет  через военизированную  игру принадлежит, прежде всего, руководителю  игры, то есть в условиях кадетского корпуса, директору, офицеру – воспитателю, инструктору, руководителю секции и т.д.

Если военизированная игра (воспитательная система корпуса) интересна и оказывает на ее участников должное влияние, то она не обходит­ся без дозы романтики и приключений. Ребята с азар­том вживаются в роли действующих лиц (старший кадет, полусотенный, дневальный, дежурство в наряде по корпусу, казачьи чины и т.д.). И вот здесь должно найти применение педагогиче­ское мастерство  офицера — воспитателя, его способность извлечь воспитательный смысл из различных поведенческих ситуаций.

Помимо самого уклада кадетской жизни как военизированной игры, сама форма   игры применяется  в корпусе при проведении дополнительных занятий (военно-исторический клуб «Казачья память»,  военно-спортивный клуб  «Пластун», фехтование традиционным казачьим оружием, коневодство, история войн и военного искусства русских полководцев, русское боевое искусство по системе Кадочникова, военное моделирование, при проведении полевых выходов, тактических занятий).

Сам по себе правильный выбор тематики военизи­рованных игр уже является действенным средством воспитания молодежи. Кадеты корпуса участвуют в мероприятиях разных уровней, основанных на принципах военизированной игры: реконструкции Бородинского сражения, Азовского осадного сидения, Чернецовского похода, Ледяного похода, пейнтбольных и стрейкбольных тактических игр.

Но при этом каждая игра должна преследовать дости­жение определенной цели, иначе она быстро превратит­ся в праздное развлечение, ко­торое хотя и может на корот­кое время увлечь играющих, но не будет иметь воспитательного значения. Однако если в ходе игры слишком под­черкиваются ее воспитательные задачи, она приобрета­ет характер официального занятия. Следовательно, что­бы игра оставалась игрой, ее надлежит проводить в соответствии с общественным смыслом всей воспита­тельной работы, избегая указанных крайностей — излишней развлекательности и чрезмерной ди­дактики.

Успеха в воспитательной работе может добиться только такой наставник,  который сам обладает вы­сокими качествами, широким мировоззрением и спо­собен личным примером воздействовать на вос­питание кадет. Лишь тогда идейное вос­питание станет не формальной, а составной частью его работы.

Неразрывно с реализацией  системы кадетского воспитания как военизированной игры  связано развитие  традиций казачьей педагогики и православного патриотического воспитания.

С 2009 года педагогический коллектив корпуса занимается разработкой   практической реализацией воспитательной системы, основанной на  традициях казачьей педагогики и православного патриотического воспитания. Педагогический коллектив Шахтинского Я.П. Бакланова казачьего кадетского корпуса, опираясь народную педагогическую традицию казачьего воспитания, реализует воспитательную работу через  следующие приоритеты казачьей педагогики:

Традиционная казачья педагогика Реализация казачьей педагогики в кадетском корпусе
Общинность  воспитания Общинность  воспитания в кадетском корпусе, через которую воспитанники усваивают  норматив поведения, обычаи и традиции казачества, отношение к старшим и труду (ратному и сельскохозяйственному) как фактору жизнестроительства казака, так как многим детям из станиц  это знакомо с детства; коллективизм жизни и общность целей.
Конфессиональность (православное) воспитания и образования, через которые формировалось христианское мировоззрение, необходимость служения «Богу, Святой Руси, своему народу и своему государству!» Православный уклад жизни в кадетском корпусе, молитвы (утренняя, вечерняя, перед едой и т.д.); служба в храме; кадетско — трудническая служба в монастыре. Преподавание курсов: «Основы православной культуры», «Православный образ жизни», «Слово пастыря» и т.д. Служение «Вере православной, Дону и Отечеству!».
Моногамность  воспитания Кадетское воспитание  формирует  осознание мужской и женской роли, приобретается  житейский и профессиональный   опыт (общинность жизни, самообслуживание, подготовка к роли защитника Отечества).
Семью как фактор незыблемости, основ казачьего общества, авторитета родителей и благополучия человеческой жизни Православное воспитание:   почитание старших (родителей, учителей, воспитателей) незыблемость семейного уклада жизни.  Семья и кадетская община служат организующим началом в духовной жизни кадета — казака.
Культуросообразность форм казачьей самобытности как фактор особой художественно-эстетической духовности казачьего уклада и отношений Воспитание  на самобытной культуре казачества, изучение истории казачества, литературы Дона, народной казачьей песни, народных казачьих танцев, казачьих ремёсел.
Аполитичность воспитания и образования подрастающего поколения, влияющую на формирование высшего авторитета Бога, казачьей воли и равноправия, служение на благо Отечества и своего народа. Воспитание на казачьих традициях, среди которых следует выделить свободолюбие, коллективизм и взаимопомощь, преданность воинскому долгу, нравственное и физическое здоровье, веротерпимость.

Целостность процесса военно-патриотического воспитания кадет на традициях казачества достигается за счет активного включения воспитанника в эту деятельность. При этом используются:

— знакомство с традициями казачества (доведение заповедей казачества, памятка для казака, памятка  кадета – казака, казачьи праздники, молитвослов воина — казака);

— формы работы по воспитанию высоких патриотических качеств на примере героической истории казачества России.

В Шахтинском Я.П. Бакланова казачьем кадетском корпусе воспитание казачат на казачьих заповедях и боевых традициях, примерах мужества и героизма казаков реализуется через  следующие формы работы:
— проведение торжественных мероприятий, посвященных памятным датам в истории казачества: торжественные построения, творческие вечера, тематические классные часы, отдание воинских почестей и т.д.

— участие в церковных службах  (несколько кадет служат звонарями в соборе Покрова Пресвятой Богородицы, поют в церковном хоре, следят за свечами, убирают территорию): Праздник иконы Донской Божьей Матери, Покрова Пресвятой Богородицы, Рождество, Крещение Господне, Пасха, День памяти жертв казачьего геноцида и  т.д.

— проведение казачьих ритуалов (вынос в строй знамени, выборы атамана корпуса, посвящение в кадеты, принятие клятвы, совет кадетской чести, крещение и т.д.);

— прохождение торжественным маршем кадет на парадах Победы в г. Ростов-на-Дону, Шахтах, участие Губернаторском смотре в г. Новочеркасске;

— создание и развитие Музея казачьей славы;

— оказание помощи местным органам власти и общественным объединениям в проведении поисковой работы, захоронении (перезахоронении) останков погибших при защите Отечества и благоустройстве воинских захоронений (поисковый отряд «Ратобор», межрегиональный поисковый центр «Южный рубеж», участие в перезахоронении казаков и воинов, павших в ВОв);

— организация взаимодействия с организациями ветеранов войн и военных конфликтов (Совет стариков, Совет ветеранов ВОв,  совет ветеранов войны в Афганистане, совет участников локальных конфликтов и войн, совет солдатских матерей);

— зачисление казаков, проявивших мужество и героизм при выполнении воинского долга, в списки казачьих частей навечно и почетными казаками и пропаганда их боевого опыта;

— проведение встреч казачат с ветеранами Великой Отечественной войны, вооруженных конфликтов и Вооруженных Сил РФ;

— проведение бесед, тематических вечеров, читательских конференций по военно-патриотической тематике, истории и боевым традициям казачества;

— сдача кадетами нормативов на право ношения чёрного  баклановского берета.

Сохранение и изучение заповедей и традиций казачества России необходимо, так как они веками доказали свое право на существование.  Роль казачества в государстве, по мнению кадет, должна заключаться:

— в защите государственных интересов и безопасности страны от внешнего нападения (90%);

— в воспитании у молодежи мужества и патриотизма (88%);

— в наведении порядка и дисциплины в регионе (43%);

— в улаживании межнациональных конфликтов (45%).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *