Для ознакомления и изучения

Русская культура XVI в.

Религиозное мировоззрение по-прежнему определяло духовную жизнь общества. Большую роль в этом сыграл и Стоглавый собор 1551 г. Он регламентировал искусство, утвердив образцы, которым надлежало следовать. В качестве образца в живописи формально провозглашалось творчество Андрея Рублева. Но имелись в виду не художественные достоинства его живописи, а иконография — расположение фигур, использование определенного цвета и т. п. в каждом конкретном сюжете и изображении. В зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля, в литературе — сочинения митрополита Макария и его кружка.

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. Русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т. п. В XVI в. ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.

Литература Живопись (ремесло) Архитектура (зодчество) Разное
1. Вытеснение пергамента бумагой. Тексты на отдельных листах либо собраны в тетради и книги. «Столбцы» – длинные бумажные ленты из склеенных листов.

Полуустав вытесняет скоропись.

2. 1480 -1490 гг. «Повесть о Белом Клобуке» – центр христианства Новгород. 1490 г. митрополит Зосим – восхвалитель самодержавия и православия. 1510 -1511 – «Москва – третий Рим» игумен Псковского Трёхсвятительского монастыря Филофей – обращение к Василию III с призывом поддерживать православную государственность и истинную веру.

3. 1560 – 1563гг. «Степенная книга»  – история Руси как преемницы Византии (русские князья от римского императора августа, правление каждого князя – ступень к славе). «Книга Степенная царского родословия». Портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням — от Владимира I до Ивана Грозного. Подобное расположение и построение текста как бы символизируют нерушимость союза церкви и царя.

В начале XVI в. было создано литературно-публицистическое и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских». Это легендарное сочинение начиналось с рассказа о Великом потопе. Затем следовал перечень властителей мира, среди которых особо выделялся римский император Август. Он якобы послал на берега Вислы своего брата Пруса, основавшего род легендарного Рюрика. Последний был приглашен в качестве русского князя. Наследник Пруса, Рюрика, а следовательно и Августа, киевский князь Владимир Мономах получил от константинопольского императора символы царской власти — шапку-венец и драгоценные бармы-оплечья. Иван Грозный, исходя из своего родства с Мономахом, с гордостью писал шведскому королю: «Мы родством от Августа кесаря ведемся».

 

4. Иван Пересветов – челобитные и «Сказание о Мегмет-Салтане» – описывет идеальное государственное устройство: самодержец, советники, самоуправление и законы.

1564 – 1579 – А.Курбский критиковал Ивана Грозного в трёх посланиях, 1573 – «История о великом князе Московском» – о просвещённой сословной монархии.

5. «Домострой» Иван Сильвестр – религия, семейная жизнь, домоводство (Анфиму).

6. 1512 – «Хронограф» – сборник сочинений по всемирной истории.

70-е года 12 томов Великие Четьи –Минеи (о святых по месяцам). 70 – 80-е года Лицевой летописный свод (летописно-хронографическое произведение, сохранилось 10 томов). Его называют Никоновской  летописью (в XVII в. принадлежала патриарху Никону). Один из списков Никоновской летописи содержит около 16 тыс. миниатюр — цветных иллюстраций, за что получил название Лицевого свода («лицо» — изображение).

7. 1563 – государев печатный двор. Русское книгопечатание – 1564 г., когда была издана первая русская датированная книга «Апостол». Однако существуют семь книг без точной даты издания. Это так называемые анонимы — книги, изданные до 1564 г. («Триодь постная». «Евангелие»). Организацией работ по созданию типографии занимался один из талантливейших русских людей XVI в.— дъяк Иван Федоров. Типографские работы, начатые в Кремле, были переведены на Никольскую улицу, где построили специальное здание для типографии. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь — «Азбуку». За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI, и в XVII вв.

8. 1565 – «Часословец» – книга обучения грамоте, 1574 – первая печатная русская грамматика.

9. Исторические повести, в которых рассказывалось о событиях того времени. («Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков».

Крупным русским живописцем, жившим в конце XV — начале XVI в., был Дионисий (ок. 1440—1502- 03) .

К произведениям, принадлежащим его кисти, относятся фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображением сцен из жизни московского митрополита Алексея, 1508 – Благовещенский собор московского Кремля. Живописи Дионисия присущи необычайная яркость, праздничность, изысканность, которых он достигал, применяя такие приемы, как удлинение пропорций человеческого тела, утонченность в отделке каждой детали иконы или фрески.

Одигитрия Смоленская. 1482 г.

Сошествие во ад. 1495—1504 гг.

«Школа Дионисия» – сын Феодосий, живописец Фёдор Едикеев.

После Стоглавого собора иконопись Рублёва была принята за образец -«Иконописные подлинники». Икона становиться более информативной (житийные иконы).

Церковь Воинствующая (Благословенно Воинство Небесного Царя) – икона, написанная в 1550-х по заказу Ивана Грозного в память о его Казанском походе 1552.

Сложилось строение иконостаса (ряды – «чины» икон): нижний, праздничный, пророческий, праотеческий.

 

Одним из выдающихся проявлений расцвета русской архитектуры было строительство шатровых храмов. Шатровые храмы не имеют внутри столбов, и вся масса здания держится на фундаменте. Наиболее известными памятниками этого стиля являются церковь Вознесения в селе Коломенском 1532 год, построенная в честь рождения Ивана Грозного, Покровский собор (Василия Блаженного), сооруженный в честь взятия Казани 1555 – 1560, русские мастера Барма и Постник Яковлев.

1533 – 1538 – прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской (одни историки считают, что название произошло от слова «кита» — вязка жердей, используемых при строительстве крепостей, другие — что либо от итальянского слова «город», либо от тюркского «крепость», либо от татарского – укрепление). Стена Китай-города защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы. В 1585 – 1538 гг. архитектором Федором Савельевичем Конем были возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо). Затем в Москве возвели Земляной вал—15-киломстровую деревянную крепость на валу (современное Садовое кольцо).

Башни Московского Кремля: три башни (Беклемишевская, Водовзводная и Угловая Арсенальная), стоящие в углах треугольника, имеют круглое сечение, остальные — квадратное. 15век – Беклемишевская

(Москворецкая) башня, Константино-Еленинская  (Тимофеевская) башня, Набатная башня, Спасская (Фроловская) башня, Сенатская башня, Никольская башня, Угловая Арсенальная  (Собакина) башня,  Средняя Арсенальная  (Гранёная) башня, Троицкая башня, Комендантская

(Колымажная) башня, Оружейная

(Конюшенная) башня, Боровицкая

(Предтеченская) башня, Водовзводная

(Свиблова) башня, Благовещенская башня,  Тайницкая башня, Первая Безымянная башня, Вторая Безымянная башня, Петровская

(Угрешская) башня.  16 век – Кутафья башня,

17 век – Царская башня.

 

Смоленская крепостная стена (иногда применяется неправильное название Смоленский кремль) — оборонное сооружение, выстроенное в 1595—1602 годах в годы правления царей Федора Иоанновича и Бориса Годунова. 38 башен. Архитектор — Фёдор Конь. Протяженность стен — 6,5 км (сохранилось меньше половины стен и башен). Имела огромное оборонное значение в Российском государстве.

Другим направлением в архитектуре XVI в. было строительство больших пятиглавых монастырских храмов по образцу Успенского собора в Москве. Подобные храмы были сооружены во многих русских монастырях и как главные соборы — в крупнейших русских городах. Наиболее известны Успенский собор в Троице-Сергиевом монастыре,

 

Смоленский собор Новодевичьего монастыря, соборы в Туле, Вологде, Суздале, Дмитрове и других городах.

Еще одним направлением в архитектуре XVI в. было строительство небольших каменных или деревянных посадских храмов. Они являлись центрами слобод, населенных ремесленниками определенной специальности, и посвящались определенному святому — покровителю данного ремесла.

Каменные крепости-сторожи были возведены в Поволжье (Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани), в городах южнее (Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове) и западнее Москвы (Смоленске), на северо-западе России (Новгороде, Пскове, Изборске, Печорах) и даже на далеком Севере (Соловецких островах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Пищали – гладкоствольное огнестрельное оружие. Стенобитные орудия, затинные пищали.

2.  1586 год Андрей Чохов отлил для Кремля 40тонную Царь – пушку (десяток пушек – Лисица, Троил, Инрог, Аспид, Царь Ахиллес, стенобитная соловей).

3. 1525 – дипломат Дмитрий Герасимов – до индии можно добраться

0

Автор публикации

не в сети 2 года

Татьяна Кулишенко

0
Комментарии: 0Публикации: 20Регистрация: 08-04-2020

Обсуждение закрыто.