Т.А. Кулишенко, педагог-психолог ГБОУ РО «Шахтинский Я.П. Бакланова казачий кадетский корпус», г. Шахты, Ростовская область; shckk@mail.ru
Адрес: 346516, г.Шахты, Ростовской области, ул. Сельская, 42.
Телефон: 8(863)6-22-93-43, тел.факс: 8(863)6-22-96-01.
Гуманизация процесса психологического сопровождения в рамках современного подхода к образованию и воспитанию.
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые проблемы гуманизации образования в контексте психологического сопровождения образовательного процесса.
Ключевые слова: гуманизация, психологическое сопровождение, социокультурная среда, психологическое просвещение.
Масштаб задач, которые современные государство и общество ставят перед системой образования, требует тип образовательного заведения, способного обеспечивать высокое качество обучения и воспитания, инновационность и эффективность применяемых образовательных технологий, высокую ресурсоемкость образовательного процесса, высокий уровень развития компетенций выпускников, их устойчивость в потоке социальных трансформаций. В этих условиях возрастает необходимость гуманизации образовательного процесса в школе, развитие его на основе гуманистических педагогических принципов, методов и технологий, превращение в источник «совершенствования человеческого качества обучающихся»[1].
В условиях современности высокими темпами происходит изменение общей социокультурной ситуации, под влиянием необходимых потребностей и разнообразных духовных течений эпохи в отечественной педагогике продолжается утверждение гуманистических идеалов образования. Научно-технический прогресс, произведший переворот в материальной культуре общества, придает ему совершенно иной облик и заметно, должен влиять на жизнь каждого человека. Однако, если материальная сторона жизни людей под влиянием развития науки и техники изменилась, то духовный мир меняется медленно и часто не в сторону высокой нравственности. Все чаще СМИ передают сведения о жестокости родителей и детей. Все острее ощущается пробел, перед которым не раз останавливалась в бессилии наука, когда всех внешних проявлений цивилизации оказывалось недостаточно, чтобы создать настоящую гармоничную культуру и заставить людей подойти ближе к своей конечной цели — стать человечнее. Названная проблема является первостепенной для современной педагогики, для теории и практики воспитания. Следует уточнить, что с определенными трудностями столкнулись, те участники процесса обучения и воспитания, которые должны осуществлять этот процесс, а ведь в культуре общества гуманное отношение замечается все реже, часто завуалировано позитивом, ситуационной поддержкой и социально ожидаемым поведением.
В «Национальной доктрине образования в РФ»[2], определяющей приоритет ценностей, стратегию и основные направления развития образования и воспитания на период до 2025 года, подчеркивается важность создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России. Сегодня, как никогда ранее, необходимо наполнить современный воспитательный и образовательный процессы глубинным содержанием духовности, активно реализовывать гуманистические традиции.
Гуманизм в педагогике — сложное, многомерное явление. Его нельзя свести к простой понятийной формуле “любовь к детям”, хотя без нее невозможен никакой гуманизм. Гуманизация образования — это гуманное (человеческое) отношение к ученику, умение видеть в нем человека и принимать его таким, какой он есть, а не пытаться его «подогнать» под необходимые обществу стандарты, переделать, чтобы, как говорится в народе, «какой родился — такой сгодился»[3]. Считается, что учитель по своей природе — гуманист, но нельзя забывать, что педагог – представитель нашего общества, и если он не будет ощущать гуманного отношения к себе не будет стремиться развивать дружелюбие и стремление к высокой нравственности и духовному развитию, он не сможет быть гуманным со всеми, кто его окружает и не сможет влиять должным образом на своих учеников. Известно, что только духовная личность может воспитать духовного человека. Если родитель или учитель далек от духовной жизни и нравственность не на должном уровне в его мировоззрении, то ничего нравственного и духовного не получится. Следовательно, гуманистическая идея стандартов так и останется идеей.
Гуманизация образования реализуется через соединение обучения, развития и воспитания ребенка, у которого необходимо сформировать культуру, как систему базовых ценностей, которые должны служить ему мотивом в его будущей, настоящей жизни и деятельности. Владея системой ценностей и оценок, имея собственную позицию, человек сможет противостоять отрицательному влиянию извне, сможет самореализоваться, создать семью, вырастить и воспитать достойных детей.
Полагаю, что существенную поддержку гуманизации образования может помочь реализовать процесс психологического сопровождения, целью которого является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Психологическое сопровождение гуманно по определению, так как ориентировано на развитие и интересы личности, на создание комфортных условий развития и организацию позитивного морально-психологического климата.
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Деятельность психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения и воспитания в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи: — отслеживание эволюции психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;
— формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
— создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении, — оказание поддержки детям, оказавшимся в опасной социальной среде.
В качестве основных видов деятельности педагога-психолога традиционно определяются диагностика, развивающая и коррекционная работа, консультирование, организационно-методическая деятельность. Считаю, что основная деятельность психолога – психологическое просвещение, не образование, а именно просвещение, потому, что просвещение формирует мировоззрение, развивает индивида как личность, формирует уровень духовности.
Психологическое просвещение — раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у учителя, воспитателя, школьника, родителей, положительные установки к психологической помощи, деятельности психолога-практика и расширение понимания и кругозора в области психологического знания.
Таким образом, исходя из этого определения, психологическое просвещение выполняет три задачи:
— формирование научных установок и представлений о психологической науке и практике;
— информирование населения по вопросам психологического знания;
— формирование устойчивой потребности в применении и использование психологических знаний в целях эффективной социализации подрастающего поколения и в целях собственного развития.
Психологическое просвещение в первую очередь должно быть направлено на тех, кто в силу образования, возраста или специфики работы оказался неподготовленным к усвоению и активному использованию психологических знаний в своей воспитательной и образовательной, и профессиональной деятельности. В качестве таких потребителей психологического знания выступают и дети, и их родители, учителя, воспитатели и другие представители образовательного процесса.
Какое место на практике занимает психопрофилактика в виде психологического просвещения? На самом деле, на мой взгляд, серьезный пробел наблюдается в решении этого вопроса. Психологическое просвещение должно быть направлено на приобщение взрослых и детей к психологическим знаниям. Просветительская деятельность психолога должна осуществляться в разной форме (лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др.). Основной смысл просветительской работы — знакомство с современным состоянием психологической науки, основными законами, закономерностями и условиями психического развития человека. Просветительская деятельность психолога способствует формированию представлений о практической значимости психологического знания и психологической помощи формирующемуся человеку, а также направлена на построение педагогического процесса с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей учащихся. Через психологическое просвещение можно укрепить команду единомышленников в педагогическом коллективе, совместно решать вопросы межличностных отношений, ведь жизненные позиции субъектов образовательного процесса часто не совпадают. Значительная помощь необходима родителям, которые часто не знают, как помочь своему ребенку, как выйти из конфликтной ситуации, как общаться с подростком, учитывая его возрастные особенности. Как бы там ни было, стоит признать, что в России сложилась в силу разных обстоятельств такая модель психологической службы, при которой основной точкой приложения сил психолога являются дети, а не взрослые, обучающие и воспитывающие их. При этом общественность вполне резонно подчеркивает, что школьный психолог должен, прежде всего, работать с взрослыми, особенно с педагогами, оказывая им реальную и эффективную помощь и поддержку, а не с детьми, которые могли получать такую помощь во внешкольных психологических центрах по мере необходимости. Я считаю, и все больше убеждает практика, что дети и взрослые, одинаково нуждаются в психологическом сопровождении, которое чаще всего проявляется в психологическом просвещении. Проблема распространения психологических знаний среди педагогов сталкивается с непониманием полезности психологической информации. Возможно, основной причиной является неготовность самого педагогического коллектива к такой работе с психологом — неверие в его профессиональные возможности, ригидность убеждений, сниженная критичность по отношению к своей деятельности, ранимость и эмоциональная негибкостью педагогов. Скорее всего, существует и причина, связанная с установками администрации школы, с представлениями ее руководителей о статусе психолога, задачах и направлениях его работы.
Не осознавая пользы от деятельности психолога, педагоги часто игнорируют сотрудничество с психологом, лишая учащихся возможности расширения картины мира.
Преодоление этих установок, как неосознанных регуляторов деятельности учителя — сложный и длительный процесс.
Психолог может выступить помощником учителя. Только в условиях такого диалога или сотрудничества уважающих друг друга, но различающихся по точкам профессионального видения, собеседников, только в условиях такого объединения возможно взаимное понимание, взаимообучение, сближение учителей и психолога, возможно эффективное психологическое просвещение педагогов, а через них воспитание и развитие школьников.
Думается, что в ближайшие годы именно это направление деятельности школьных психологов — работа с педагогическим коллективом по развитию креативности и готовности к инновационной деятельности должна приобрести новый импульс в связи с разворачиванием крупномасштабного эксперимента по совершенствованию содержания и форм школьного образования.
Введение практической психологии в систему образования способствует постановке и решению задач перехода от унифицированного образования — к вариативному образованию, от педагогики «знаний, умений и навыков» — к педагогике развития, переориентации сознания учителя от школоцентризма — к детоцентризму; формированию культуры обращения к психологу как к междисциплинарному специалисту в образовательных учреждениях; разработке развивающих, коррекционных и компенсаторных программ обучения в дошкольном, общем, дополнительном, начальном профессиональном и специальном образовании; экспертизе и проектированию развивающей среды.
Гуманно-личностный подход должен возрождать отечественную традицию воспитания и образования, находить и открывать пути и способы «одухотворения» образовательного процесса.
Ссылки:
[1] Колесникова И.А., Борытко Н.М., Поляков С.Д., Селиванова Н.Л. Воспитательная деятельность педагога. /Под ред. В.А. Сластенина и И.А.Колесниковой. 3-е изд., стер. М. Академия», 2007. С. 136. [2] Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». //Собрание законодательства РФ, 09.10.2000, N 41, ст. 4089. [3] Медведская, Елена Ивановна. Отражение отношений учитель-ученик в сознании педагогов. //Психология и школа.-2006.-№ 3. — С. 87-100.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 N 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации». //Собрание законодательства РФ, 09.10.2000, N 41, ст. 4089.
- Александрова В.Г. Аспекты духовности образования. // Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века: мат-лы междунар. науч.-общ. конференции. 2003. В 3 т. Том 2. – М.: Международный Центр Рерихов, 2004.
- Асмолов А.Г. Через практическую психологию — к развивающему образованию. М.: Педагогика,1996.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально — психологическое обучение. Л.: ЛГУ,1988.
- Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. Спб.: Питер, 2000.
- Колесникова И.А., Борытко Н.М., Поляков С.Д., Селиванова Н.Л. Воспитательная деятельность педагога. /Под ред. В.А. Сластенина и И.А.Колесниковой. 3-е изд., стер. М. Академия», 2007.