Профилактическое мероприятие «Суд над сквернословием» для учащихся среднего и старшего звена.
1 выступающий
Матерщина свободно и горделиво льется в разговорах взрослых людей на улице, в телефонном общении, в вузовских и школьных коридорах, со сцены экрана, со страниц печати и у нас в корпусе. Мат не избирателен по полу, и некоторые «дамы» особенно в раннем возрасте способны заткнуть за пояс иного бомжа и мальчики часто соревнуются.
2 выступающий
Нам пытаются навязать мысль, что русский язык вообще невозможен без мата. Попытаемся разобраться.
Во всех языках и культурах матерная лексика обозначает одно и то же. Это относительно небольшая («грязная дюжина», как говорят англичане) и замкнутая группа слов. В эту группу входят наименование частей человеческого тела, прежде всего гениталий, физиологических отправлений, полового акта и производных от них слов.
Если же посмотреть на историю происхождения и значения самого слова «мат» в изначальном варианте, то оно означает «крик», громкий голос в значении звукоподражательном. А подражание было звуком животных — «ма» и «мя» — в брачный период. В древней Руси считалось неприличным уподобляться скоту и орать благим матом о том, что принадлежало к сфере интимных отношений.
Цели:
— предупредить употребление в речи кадет бранных слов, ругательства, мата;
— познакомить с влиянием мата и злословия на человека, на личность
— воспитывать нежелание употреблять нецензурные слова и уважение к родному языку как неотъемлемой составляющей патриотизма.
Оборудование: Проектор, компьютер, колонки, флеш-карта, костюмы героям, реквизит для судебного процесса, плакаты, которые изготовил каждый класс.
Зал Суда. Место для судьи. Место для преступников. Место прокурора и адвоката, свидетелей
Задачи:
-Предоставить учащимся объективную информацию о вреде употребления табачных изделий, алкогольной продукции.
-Выработать негативное представление у учащихся о вредных привычках.
-Сформировать у учащихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения учащихся к вредным привычкам.
Формируемые УУД
Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе анализа поступков.
Знать: основные правила соблюдения здорового образа жизни.
Уметь: анализировать, делать выводы, приводить примеры из жизни.
Регулятивные: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки, определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы безопасного поведения и здорового образа жизни). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор.
Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Предполагаемый результат:
В результате внеклассного мероприятия предполагается, что:
— учащиеся обратят внимание на развитие красивой и грамотной речи;
-учащиеся научатся отстаивать свою точку зрения, защищать чувство собственного достоинства.
Формат проведения: внеклассное мероприятие
Форма занятия: ролевая игра.
Зал Суда. Место для судьи. Место для преступников. Место прокурора и адвоката.
Секретарь: Встать. Суд идет.
(в зал заходит судья и занимает свое место)
Судья: Прошу садиться. Сегодня заслушивается дело «Деятельность мата против личности». Подсудимые мат и его сообщница – бездуховность. Подсудимые, встаньте. Вы доверяете суду?
Мат и сообщники: а чо, вы справедливые? Тогда доверяем, (кривляются)
Секретарь: В зале судебного заседания присутствуют:
истец – личность, которая страдает от мата, и бездуховности.
Адвокаты бездуховности и мата.
Адвокаты личности
Государственный обвинитель, специалисты, ученые.
Судья: В суд поступило заявление от личности, которая страдает от мата. Слово предоставляется адвокату личности и свидетелям обвинения:
1 СВИДЕТЕЛЬ: Историческая справка со стороны обвинения:
Какова же История возникновения сквернословия ?
Корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Наши предки произносили эти слова, призывая себе на помощь демонов зла. Ведьмы и колдуньи использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятие. Следует заметить, что к этим силам обращались с осторожностью очень редко. Как уверяют исследователи тех культов древности, «употреблять эти слова можно было лишь мужчинам и только несколько дней в году, после чего они были под запретом».
Одним из важнейших предназначений этих слов в магических обрядах древних народов было наведение порчи на врага, проклятие его рода. Что же это мат помогает всех проклинать? Судить его надо!
Приглашает свидетеля – ученого.
- Свидетель. УЧЕНЫЙ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ: Именно с этим связан механизм влияния сквернословия на человека. Мат пробуждает в подсознании человека доставшиеся ему вместе с генной памятью «психовирусы». Употребляя мат в разговоре с друзьями, родными, современные люди, сами того не подозревая, совершают сокровенный ритуал, призывая зло изо дня в день, из года в год на свою голову и на голову своих близких. Количество бранных слов переходит в качество. Вначале у людей появляются мелкие неприятности, затем крупные, потом возникают проблемы со здоровьем и, наконец, ломается сама жизнь.
Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат — это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание — вплоть до смертной казни. Потом пришли иные времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
Возникают проблемы у нашей современной личности, которая уже даже общаться не может без мата, поэтому за нее выступаем мы.
- Свидетель. СОЦИОЛОГ: В наше время мат используется:
1) для повышения эмоциональности речи, 2) эмоциональной разрядки,3) оскорбления, унижения адресата речи, 4) демонстрации агрессии, 5) демонстрации отсутствия страха, 6) демонстрации раскованности, пренебрежительного отношения к системе запретов, 7) демонстрации принадлежности к «своим», и просто в разговоре.Но на самом деле Сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации во время общения, когда нужно четко и ясно выразить свою мысль, свои эмоции.
- Свидетель. ДОКТОР:
Сквернословие связано и со и здоровьем. … Мало кто знает об этом, но Срамословие — болезнь, которой заболевают, впрочем, добровольно. И как болезнью им занимаются психиатры, так как поведение пациента опасно для общества. То, что мат и сквернословие вредят здоровью — это уже доказанный факт. Ученые при своих исследованиях доказали, что бранные словеса, постоянно произносимые человеком, просто «взрываются» в организме человека и влияют на мутацию клеток ДНК.
Это оказывает влияние на постепенное и незаметное деградация человека, а на генетическом уровне и на их потомков.
Ученые изобрели аппарат, способный проследить электромагнитные колебания человека при различном произношении слов (интонация, словоформы, энергетический посыл и информационный код).
Как известно, электромагнитные волны разной частоты влияют на молекулы ДНК: гены меняются местами из-за того, что хромосомы изменяются, можно сказать, рвутся и неестественно изгибаются.
Мы пришли к выводу, что одни сообщения оздоравливают ДНК, а другие травмируют. Например, молитва вдохновляет на хорошие, а проклятие разрушает нормальную работу организма.
Результат: ДНК изменяет свой генетический код, т.е. происходит мутация клеток. Это можно сравнить с воздействием радиоактивного облучения. Вот так следующие поколения становятся слабее и постепенно деградируют.
- Свидетель. ПОЛИЦЕЙСКИЙ: Господин судья. К сожалению, мне часто приходится общаться с лицами, нарушающими закон. Не секрет, что разговаривают они в основном матерным языком, бранью. Есть еще одна категория скверных слов, которые принято называть жаргоном – словосочетания преступного мира. Такой жаргон называется блатным. А кто себя именует блатными? Сегодня это уголовный мир России — преступники.
Блат означает кровь. Когда уголовников называют блатными, тоже понятно, ведь они повязаны между собой кровью, только не собственной, а кровью своих жертв. Из блатного жаргона пришли в русский язык многие слова, которые сейчас кажутся вполне безобидными, на самом же деле они имеют оскорбительный смысл.
Так из блатного жаргона мы восприняли слово быдло, польское по происхождению, означает скот, приуготовленный к убою.
Жаргон вбросил в употребление и слово лох, оно тоже заимствовано из польского, где льоха означает свинья.
Ребятишек на жаргоне называют пацаны, в переводе рабы, слуги преступников. Многие люди не понимают слова блатной речи. Разговаривая таким языком можно оскорбить, издеваться, унизить человека. Но привычка эта подлая, трусливая, низкая. Так что выбирайте, как говорить, что говорить и кому говорить.
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Хочу вам рассказать одну притчу С.С. Орбелиани из книги «Мудрость вымысла»:
Однажды охотник пригласил к себе домой медведя. Но жене очень не понравился запах этого зверя и она, не сдерживая себя, грубо сквернословя, сказала об этом так, что медведь все слышал. Обидевшись, он ушел в лес.
Когда охотник снова пришел в лес, то медведь сказал ему: «Прошу тебя, ударь меня по голове». Как не отнекивался охотник, но медведь не отставал. Пришлось выполнить просьбу медведя – на голове мишки появилась рана. От боли он убежал в лес.
Через некоторое время опять встречаются охотник и медведь в лесу. «Как ты?» — спрашивает охотник, — «Рана от топора зажила, а вот рана от слов твоей жены все еще ранит меня, ни как не могу забыть» — с горечью в голосе ответил медведь.
АДВОКАТ ЛИЧНОСТИ: учитывая показания наших свидетелей, ваша честь (обращается к судье) считаю, что личность действительно страдает от мата, который должен быть наказан.
СУДЬЯ: слово предоставляется адвокату ответчика, обвиняемого.
АДВОКАТ мата: так много сказано моими оппонентами, но обратите внимание на личность. Зачем она использует в речи мат? Ведь мат не заставляет им пользоваться. Личность сама виновата. Если на столе будет стоять тарелка горького перца, яда разве кто-нибудь съест это, не оглядываясь. Нет. Думать надо. Многие личности сами способствуют распространению мата, от этого количество мата увеличивается. Ваша честь, считаю, что мой подзащитный не виновен, виновата его сообщница.
АДВОКАТ бездуховности (вскакивает) Ваша честь прошу слова.
СУДЬЯ: слово предоставляется адвокату сообщника обвиняемого.
АДВОКАТ бездуховности: Господа, как часто и удивительно талантливо мы находим виноватых в собственных неудачах? А как же выжить моей подзащитной в мире, где учатся, развиваются, хотят быть лучшими, стремятся к красивому. Вот кадетский корпус, вот замечательные кадеты. Вот у вас написано: надо быть, а не казаться, и наша бездуховность хочет быть, а не казаться. Она старается и хочу заметить вы, господа, ей помогаете и матом и ленью, непослушанием и плохой дисциплиной.
Ваша честь прошу оправдать бездуховность.
СУДЬЯ: Слово предоставляется государственному обвинителю
ПРОКУРОР:
Мат не только способствует деградации личности, снижая интеллект, калечит нравственно и духовно. Часто он даже подталкивает на провокацию преступлений. Ведь создается иллюзия вседозволенности и безнаказанности.
Но самое важное, что сквернословие и здоровье не совместимы, оно опасно для здоровья. Преждевременное старение и появление хронических заболеваний зачастую связано с негативной энергетикой таких слов.
Бездуховность напрямую связанна с безнравственностью и в речи. А сейчас уже доказано, что большинство физических недугов исходит от болезни духа: мыслей, эмоций, слов, поступков.
Поэтому прошу признать мат и бездуховность виноватыми и изгнать их за пределы нашего корпуса.
Прошу обратить внимание документальную информацию.
Компьютер.
СУДЬЯ : у кого есть дополнения по делу «Деятельность мата против личности»
Судья зачитывает приговор и законы РФ
Признать мат и бездуховность виноватыми и изгнать их за пределы нашего корпуса.