«Два круга»
Цель: двигательная разрядка.
Участники стоят по парам, образуя два круга. Внутренний круг показывает движение, внешний повторяет. Потом внутренний круг делает шаг в сторону — участники меняются партнерами. Внешний круг показывает движение, внутренний повторяет. Упражнение выполняется быстро и под музыку.
«Почта»
Цель: знакомство, сплочение группы.
Каждый прикрепляет имя к одежде, имена не должны повторяться. На это имя каждый участник в любое время может написать письмо. Проверка почты происходит раз в … (по договоренности).
«Интервью»
Цель: углубленное знакомство участников друг с другом.
Участники пишут на листке вопросы, которые хотели бы задать друг другу. Листочки перемешиваются, после чего каждый вытягивает вопрос и отвечает на него. В конце каждый может спросить конкретного человека о том, что его интересует.
«Знакомство в группах»
Цель: создание позитивной атмосферы, поддержка участников.
Упражнение выполняется в группе, в которой есть знакомые. Участники делятся на подгруппы так, чтобы в подгруппах были знакомые друг другу участники. Каждая подгруппа представляет своих участников для остальных таким образом: «Мы ценим (имя) за …».
«Счет без трех»
Цель: разрядка, тренировка внимания.
Находясь в кругу, участники считают по очереди, пропуская задуманное число (число «три»). Тот, кто ошибся, выходит из круга. Более сложный вариант упражнения: пропускаются все числа, которые содержат в себе «три» или делятся на три, вместо пропускаемых чисел участники хлопают в ладоши.
«Ищу друга»
Цель: работа по осознанию возможных коммуникативных барьеров.
Каждый участник пишет на листе объявление с краткой информацией о желаемом друге и о себе без имени и фамилии. Один из игроков все перемешивает и пускает по кругу. Если участнику нравится объявление, то на нем ставится «звездочка». В итоге объявления раздаются обратно участникам, каждый считает количество «звездочек», выбирается один с наибольшим количеством, анализируется причина.
«Кто я?»
Цель: работа по осознанию себя как личности.
На этот вопрос каждый участник отвечает письменно. Все ответы перемешиваются и зачитываются одним человеком, анализируется, какой ответ был наиболее полным.
«Путаница»
Цель: сплочение, выработка бережного отношения друг к другу, снятие возбуждения. Можно использовать для завершения занятия.
Перед началом игры рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого члена группы. Каждый участник берет за руки двух других, желательно находящихся не рядом. Задача — не разнимая рук, распутаться в новый круг
«Белые медведи»
Цель: снятие напряжения в группе.
Два-три человека берутся за руки цепочкой — это «белые медведи». Остальные участники — «пингвины». Задача «белых медведей» — ловить «пингвинов». Чтобы поймать «пингвина», «белые медведи» должны замкнуть вокруг него цепочку. Разрешается одновременно ловить нескольких «пингвинов». Пойманный «пингвин» становится «медведем».
«Черные шнурки»
Цель: разрядить обстановку, дать возможность участникам проявить фантазию.
Игроки сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поменяться местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача — каждому найти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто остался без стула, становится ведущим. По мере овладения игрой взрослые ведущие могут подавать пример называния более интересных признаков таких, как определение отношений, осознание чувств и т. д.
«Вася-Вася»
Цель: знакомство участников, развитие их наблюдательности и координации.
Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелчков пальцами. Во время первого щелчка участники называют свое имя, во время второго — имя человека, на которого смотрят. Может быть сложно не сбиться, участники с медленный типом мышления могут выпадать из процесса.
«Имена-качества»
Цель: знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по осознанию себя как личности.
Каждый придумывает какое-либо качество личности, свойство характера и т. д., начинающееся на ту же букву, что и его/ее имя (например, Лариса — любовь, Сергей — скромность), которое он мог бы привнести в эту группу сегодня.
Подходит для начала третьего-четвертого занятия, когда участники уже чувствуют себя достаточно безопасно.
«Вопросы на бумажках»
Цель: знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть товарищей по группе с новой стороны.
Каждый участник пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ (или на который сам бы хотел ответить). Бумажки с вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произвольном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался.
«Мозговой штурм»
Цель: предоставить возможность демократического и ненавязчивого решения или обсуждения любых вопросов и проблем.
Все участники обсуждают проблему и выносят свои предложения на основании определенных правил. Важно очень четкое соблюдение принципов демократии. Техническое обеспечение: ватман, маркеры разных цветов.
«Я никогда не…»
Цель: знакомство в игровой форме, разрядка.
Участники по очереди произносят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не..» (например, «Я никогда не прыгал с парашютом»). Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение неверно (т. е. они, например, прыгали с парашютом). Выигрывает тот, у кого останется последний не загнутый палец на руках. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соответствовать реальности, и пальцы загибать надо по-честному. Нужно также оговорить, что в игре не используются фразы, связанные с половыми различиями. Выигрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым, т. е. это может благотворно повлиять на самооценку человека
«Знакомство по парам»
Цель: знакомство, приобретение опыта общения, опыта восприятия информации о другом человеке и о себе со стороны. Способствует созданию безопасной атмосферы.
Участники разбиваются по парам (желательно сформировать пары менее знакомых друг с другом участников). В течение 10 минут каждый рассказывает напарнику о себе, потом представляет партнера остальным участникам, говоря о нем от первого лица, стоя за спиной и положив руки на плечи сидящего впереди партнера. Затем упражнение обсуждается. Упражнение может вызвать сильные переживания, во время обсуждения надо это учитывать.
«Хлопки»
Цель: снятие напряжения, концентрация внимания. Участники стоят в кругу и передают друг другу «хлопки». Каждый может изменить направление движения хлопков.
«Времена года»
Цель: разрядка, знакомство, сплочение группы.
Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответствующим дате рождения. Затем каждая группа с помощью пантомимы изображает свое время года, задача остальных — угадать представленный ими сезон.
«Дни рождения»
Цель: разрядка, знакомство, сплочение группы, тренировка навыков невербального взаимодействия.
Участники молча, используя только средства невербальной коммуникации, выстраиваются в линейку по датам рождения.
«Построиться по…»
Цель: разрядка, сплочение группы.
Осознание относительности любой системы оценки. Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, вес, цвет волос, величина ладони, веселость, активность и т. д.) Важен комментарий ведущего по поводу разных систем оценки. Это может помочь осознать подростку первый он или последний — зависит не от него, а от выбранного критерия.