Упражнения (приложение: игротека).

«Два круга»

Цель: двигательная разрядка.

Участники стоят по парам, образуя два круга. Внутренний круг показывает движение, внешний повторяет. Потом внутренний круг делает шаг в сторону — участники меняются партнерами. Внешний круг показывает движение, вну­тренний повторяет. Упражнение выполняется быстро и под музыку.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Почта»

Цель: знакомство, сплочение группы.

Каждый прикрепляет имя к одежде, имена не должны повторяться. На это имя каждый участник в любое время может написать письмо. Проверка почты происходит раз в … (по договоренности).

«Интервью»

Цель: углубленное знакомство участников друг с другом.

Участники пишут на листке вопросы, которые хотели бы задать друг другу. Ли­сточки перемешиваются, после чего каждый вытягивает вопрос и отвечает на него. В конце каждый может спросить конкретного человека о том, что его интересует.

«Знакомство в группах»

Цель: создание позитивной атмосферы, поддержка участников.

Упражнение выполняется в группе, в которой есть знакомые. Участники де­лятся на подгруппы так, чтобы в подгруппах были знакомые друг другу участ­ники. Каждая подгруппа представляет своих участников для остальных таким образом: «Мы ценим (имя) за …».

«Счет без трех»

Цель: разрядка, тренировка внимания.

Находясь в кругу, участники считают по очереди, пропуская задуманное число (число «три»). Тот, кто ошибся, выходит из круга. Более сложный вариант упражнения: пропускаются все числа, которые содержат в себе «три» или делят­ся на три, вместо пропускаемых чисел участники хлопают в ладоши.

«Ищу друга»

Цель: работа по осознанию возможных коммуникативных барьеров.

Каждый участник пишет на листе объявление с краткой информацией о желае­мом друге и о себе без имени и фамилии. Один из игроков все перемешивает и пу­скает по кругу. Если участнику нравится объявление, то на нем ставится «звездочка». В итоге объявления раздаются обратно участникам, каждый считает количество «звездочек», выбирается один с наибольшим количеством, анализируется причина.

«Кто я?»

Цель: работа по осознанию себя как личности.

На этот вопрос каждый участник отвечает письменно. Все ответы переме­шиваются и зачитываются одним человеком, анализируется, какой ответ был наиболее полным.

«Путаница»

Цель: сплочение, выработка бережного отношения друг к другу, снятие воз­буждения. Можно использовать для завершения занятия.

Перед началом игры рекомендуется отметить необходимость бережного отношения друг к другу, уникальность и ценность каждого члена группы. Каж­дый участник берет за руки двух других, желательно находящихся не рядом. Задача — не разнимая рук, распутаться в новый круг

«Белые медведи»

Цель: снятие напряжения в группе.

Два-три человека берутся за руки цепочкой — это «белые медведи». Осталь­ные участники — «пингвины». Задача «белых медведей» — ловить «пингвинов». Чтобы поймать «пингвина», «белые медведи» должны замкнуть вокруг него це­почку. Разрешается одновременно ловить нескольких «пингвинов». Пойман­ный «пингвин» становится «медведем».

«Черные шнурки»

Цель: разрядить обстановку, дать возможность участникам проявить фантазию.

Игроки сидят на стульях в кругу, ведущий в центре круга предлагает поме­няться местами тех, у кого, например, черные шнурки. Задача — каждому най­ти себе место, в том числе и ведущему. Тот, кто остался без стула, становится ведущим. По мере овладения игрой взрослые ведущие могут подавать пример называния более интересных признаков таких, как определение отношений, осознание чувств и т. д.

«Вася-Вася»

Цель: знакомство участников, развитие их наблюдательности и координации.

Вся группа задает определенный ритм с помощью хлопков по коленям и щелч­ков пальцами. Во время первого щелчка участники называют свое имя, во время второго — имя человека, на которого смотрят. Может быть сложно не сбиться, участники с медленный типом мышления могут выпадать из процесса.

«Имена-качества»

Цель: знакомство, создание доброжелательной атмосферы, работа по осоз­нанию себя как личности.

Каждый придумывает какое-либо качество личности, свойство характера и т. д., начинающееся на ту же букву, что и его/ее имя (например, Лариса — лю­бовь, Сергей — скромность), которое он мог бы привнести в эту группу сегодня.

Подходит для начала третьего-четвертого занятия, когда участники уже чув­ствуют себя достаточно безопасно.

«Вопросы на бумажках»

Цель: знакомство, выход на серьезный разговор, возможность увидеть това­рищей по группе с новой стороны.

Каждый участник пишет на маленькой бумажке вопрос, на который хотел бы получить ответ (или на который сам бы хотел ответить). Бумажки с вопросами складываются в шляпу, перемешиваются и раздаются участникам в произволь­ном порядке. Каждый отвечает на тот вопрос, который ему достался.

«Мозговой штурм»

Цель: предоставить возможность демократического и ненавязчивого реше­ния или обсуждения любых вопросов и проблем.

Все участники обсуждают проблему и выносят свои предложения на осно­вании определенных правил. Важно очень четкое соблюдение принципов де­мократии. Техническое обеспечение: ватман, маркеры разных цветов.

«Я никогда не…»

Цель: знакомство в игровой форме, разрядка.

Участники по очереди произносят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не..» (например, «Я никогда не прыгал с парашютом»). Остальные участники за­гибают по одному пальцу на руке, если для них утверждение неверно (т. е. они, например, прыгали с парашютом). Выигрывает тот, у кого останется последний не загнутый палец на руках. Ведущий заранее говорит, что фразы должны соот­ветствовать реальности, и пальцы загибать надо по-честному. Нужно также огово­рить, что в игре не используются фразы, связанные с половыми различиями. Вы­игрывает человек с самым неразнообразным жизненным опытом, а проигрывает с самым богатым, т. е. это может благотворно повлиять на самооценку человека

«Знакомство по парам»

Цель: знакомство, приобретение опыта общения, опыта восприятия ин­формации о другом человеке и о себе со стороны. Способствует созданию безопасной атмосферы.

Участники разбиваются по парам (желательно сформировать пары менее знакомых друг с другом участников). В течение 10 минут каждый рассказывает напарнику о себе, потом представляет партнера остальным участникам, гово­ря о нем от первого лица, стоя за спиной и положив руки на плечи сидящего впереди партнера. Затем упражнение обсуждается. Упражнение может вызвать сильные переживания, во время обсуждения надо это учитывать.

«Хлопки»

Цель: снятие напряжения, концентрация внимания. Участники стоят в кругу и передают друг другу «хлопки». Каждый может изменить направление движе­ния хлопков.

«Времена года»

Цель: разрядка, знакомство, сплочение группы.

Участники молча разбиваются на группы по временам года, соответствую­щим дате рождения. Затем каждая группа с помощью пантомимы изображает свое время года, задача остальных — угадать представленный ими сезон.

«Дни рождения»

Цель: разрядка, знакомство, сплочение группы, тренировка навыков невер­бального взаимодействия.

Участники молча, используя только средства невербальной коммуникации, выстраиваются в линейку по датам рождения.

«Построиться по…»

Цель: разрядка, сплочение группы.

Осознание относительности любой системы оценки. Участники строятся в шеренгу по любому признаку (рост, вес, цвет волос, величина ладони, весе­лость, активность и т. д.) Важен комментарий ведущего по поводу разных си­стем оценки. Это может помочь осознать подростку первый он или послед­ний — зависит не от него, а от выбранного критерия.

Обсуждение закрыто.