ВОСПИТАНИЕ В ЛЮБВИ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ СО ШКОЛОЙ

Т.А. Кулишенко, педагог-психолог

«Шахтинский Я.П. Бакланова казачий кадетский корпус»

Г. Шахты, Ростовская  обл.

             ВОСПИТАНИЕ В ЛЮБВИ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ СО ШКОЛОЙ

               В условиях колоссальных изменений нашего времени и пространства  во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и прежде всего, в воспитании. Что значит изменить? А может быть вспомнить об ответственности и обратить внимание на святая святых — воспитание детей? Но исторический опыт показывает, что в периоды социальных перемен именно институт семьи проявляет консерватизм, инертность в принятии новых парадигм и тем самым в условиях всеобщих изменений сохраняет стабильность, преемственность старых представлений, образцов, норм.

.             Современная семья живет и развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, с другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных отношений. А ведь, именно семья в наибольшей мере подвержена влиянию реформаторских социальных изменений, поскольку их результаты непосредственно отражаются на ее экономическом благосостоянии, стабильности и  воспитательном потенциале.

Историко-педагогические источники свидетельствуют, что  уже XVIII в. утвердил человека как великую ценность мира; XVIII в. утверждает новую концепцию человека, новое решение проблемы личности. Человек перестает быть источником греховности. Он — активно действующая личность, ценная сама по себе. Больше всего ценился человек за «услуги Отечеству», когда именно общественная польза, ум, храбрость могли возвести человека на одну из самых высоких ступеней социальной лестницы. Тогда же стала обнаруживаться и другая истина: богатство человека не в его общественном положении, не в социальной принадлежности к господствующему классу, а в его личности. Впервые во второй половине XVIII в. человек был представлен как сложный и противоречивый организм, как процесс борьбы внутренних и внешних качеств, соотношение которых делало его личностью и ведь все эти качества формировались в семье.

Среди факторов формирования личности выступают: наследственность, среда, воспитание. Воспитание рассматривалось просветителями с широких социальных позиций. Процесс воспитания представлял интерес не только для родителей, но и для общества. Каждый человек с момента появления на свет оказывается не только в семье, а в атмосфере, созданной поколениями людей. Таким образом, на формирование личности влияет среда, в которой она развивается, а это не только общество, но и время, и пространство со своими особенностями. Семья, в свою очередь, является именно той микросредой, в которой, как в зеркале отражается уклад общества и закладывается фундамент личности. Несмотря на то, что все просветители второй половины XVIII в. были сторонниками общественного воспитания, семье отводили основную роль в этом процессе.

Семья, как один из феноменов социальной жизни, является самым долговечным «учреждением», т.к. она выступает источником самой высокой сферы жизни человека — патриотизма, любви к своему Отечеству, чувства Родины. Именно в семье можно сохранить, по мнению просветителей, любовь к родителям; воспитать все те добродетели, которые необходимы для семейного счастья и счастья вообще. В семье человек может научиться учиться и понять смысл этого процесса. Реальные надежды по применению в жизнь своих педагогических идей просветители связывали с семьёй, а воспитание в ней представляли как основную общественную обязанность родителей. Впервые в отечественной педагогике, во второй половине XVIII в., выдвигается идея об обязанностях и гражданском долге родителей в процессе воспитания детей. (3)

В ХХ в. Россия вступила со стройной, сложившейся, многопрофильной системой образования и стремлением общества и государства развивать и совершенствовать ее. Образование — это живой организм, который рос и развивался вместе со страной, отражая все ее успехи и поражения, оказывая, в свою очередь, сильное воздействие на социально-экономическое и культурное развитие, что естественным образом влияло и на семью.. Очень сложным и противоречивым был советский период в истории образования, оставив после себя многочисленные и глубокие проблемы, но и несомненные достижения.()

Возможно, коренные преобразования в XX веке уменьшили  ответственность семьи за воспитание. С реализацией революционных преобразований и различных реформ изменяются все подсистемы общества, в том числе и семья. Изменения в политике, экономике, идеологии, феминизм и многое другое изменили семью.

 Советские идеологические и политические цели государственной системы воспитания и образования обусловили утверждение государственно-общественной заботы о детях, что обернулось значительным ослаблением семейного воспитания.  Сегодня мы пожинаем плоды, посеянные чрезмерным влиянием общества на семью.

 XXI век не стал исключением. Общество по-прежнему беспокоит процесс воспитания. Распространенная проблема семейных прав и обязанностей имеет место в законах РФ. В Статье 44. Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» говорится: «Родители обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка»(). Однако практика показывает, что все больше родители перекладывают ответственность за воспитание детей на «образование». А ведь без фундаментальной основы раннего развития в семье процесс образования становится не развивающим, а коррекционным, восстанавливающим, догоняющим. Доказательством этого являются дети-маугли, так называемые гиперактивные, педагогически запущенные, «трудные» и другие, которые мешают «работать».

Ведь не секрет, что часто дети с диагнозом гиперактивность являются раздражителем для родителя, воспитателя и педагога. А ведь эти дети могут многому научить. Сегодня и, наверное, всегда надо быть более внимательным к детям и учителям, и воспитателям, и в первую очередь родителям. Все мы слышали: «Устами ребенка глаголет истина». Современные дети пришли в мир с готовыми знаниями, с естественным пониманием добра в мире. У таких детей можно многому научиться. Однако от взрослых часто можно услышать: «Ты смотри, какой умный отыскался?» Несогласие детей со взрослыми проявляются по разному.Даже капризы, агрессия, и недомогания ребенка говорят нам, что нужно что-то менять. Это сигнал о наших ошибках. Современное поколение детей своим ослабленным здоровьем кричит о неправильности воспитания и образования.

Есть надежда, что в проекте Федерального государственного стандарта общего образования () духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом «Об образовании». Ст. 9, п. 6.()

Очень многие недоумевают, почему же в жизни все не так: не получается построить отношения, соблюдать режим дня, добиться успехов в карьере… никак не выбраться из депрессии… и, казалось бы, за что ни возьмешься, жизнь бьет тебя железной указкой по рукам. Истоки такой кривой жизни стоит искать в семье. Ведь это задача семьи – воспитать здоровую и полноценную личность, а жизнь человека – это проекция его личности на окружающий мир. У кривого дерева не может быть прямой стройной тени: уж что выросло, то выросло. И опять вечное: что делать?

Не стоит упрекать  и обвинять тех, кто воспитывал. В большинстве случаев сами «воспитатели» росли в подобной семье и также несут груз ошибок своих предков. Главное изменить ситуацию, помочь осознать возможность изменения.  Детство – это удивительная страна, которая начинается в семье. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается  с первых прикосновений матери, а можно предположить, что еще раньше – все начинается с любви. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога. Семейное духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» — значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь в нём как можно раньше духовный «огонек», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. «Лучше зажечь хоть маленькую свечу, чем клясть темноту» говорил Конфуций.

Для успешного семейного воспитания необходимо соблюдение следующих условий: -гуманность и милосердие к растущему человеку;

-вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников;

-открытость и доверительность отношений с детьми;

-оптимистичность взаимоотношений в семье;

-последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

-оказание  помощи своему ребёнку, готовность отвечать на вопросы;

        -единство требований родителей к детям;

        -режим жизни, распорядок семейного уклада;

        -педагогическая образованность родителей, их просвещённость;

— авторитет родителей;

— межличностные отношения (супружеские, родители и дети);

— сотрудничество, сотворчество.

                           В современной семье, где возникают проблемы в воспитании детей, родители или стремятся их решить, или не прилагают никаких усилий для налаживания воспитательного процесса. Как справедливо отмечают многие исследователи (А.Я. Варга, В.Г. Нечаева) одной из основных причин негативного поведения несовершеннолетних детей является неправильная позиция, занятая в отношении к ним родителями(1,2). Родители не задумываются о причинах поведения детей, о процессах, которые происходят в семье. Часто им невдомек, что, только изменив себя, они могут изменить поведение своего ребенка.

             Семья и школа – два основных и равноправных субъекта социализации личности в период детства и отрочества. Объектом воздействия педагогов может быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи, и сама семья в целом как коллектив.

              Фундамент формирования и развития  любого общества, государства – Семья. Разрушение семьи всегда ведет к гибели нравственности, культуры, личности, нации, народа, страны. Современные проблемы семьи  обусловлены  не только экономическими трудностями, но прежде всего, духовной деградацией. Каждый из нас, являясь человеком, постоянно живет в потребности любить и быть любимым. Первое место, где у нас есть возможность узнать  и почувствовать любовь, — наш дом, наша семья. Наши навыки общения с родными, приобретаемые в семье, ложатся в основу наших будущих отношений с другими людьми, в основу нашего мировоззрения. Поэтому мы можем назвать семью школой любви.

               Любить – в психологическом понимании, это значит уважать свободу другого человека, его личность, восхищаться новым в человеке, неизведанном для тебя. Не давить на него, не подчинять своей воле, не ломать. Все родители считают, что они любят детей и это вполне естественно, но очевидно, что с родительской любовью в современной семье возникли проблемы, которые необходимо решать.

               Психологи уже давно доказали, что опыт ребенка, полученный им в отношениях с его родителями, является фундаментальным для всей его последующей жизни. Для ребенка жизненно необходимо, чтобы родители его любили. Без пищи физической он не в состоянии выжить, без любви и принятия он не сможет стать полноценной личностью. Родители несут ответственность за тот опыт, который ребенок получит в семье. Вот почему родительская любовь является очень значимой ценностью и для родителей, и для детей. Но именно в силу того, что она так важна, очень трудно смириться с ее отсутствием или недостатком, как детям, так и родителям. Это может привести к серьезным искажениям. Родитель должен завоевать сердце ребенка, направить его в добрую и созидательную жизнь. Вот почему отец и мать должны открывать эти добродетели в себе, лишь тогда их наставления будут звучать убедительно. Более того, родителю приходится заново переживать все фазы своей жизни. Только это поможет ему понять, что чувствует и думает его ребенок, что ему нужно, в какой помощи он нуждается.

               Семья в силу своей традиционности не может гибко перестроить свою воспитательную среду. Поэтому ей требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. «Только в процессе сотрудничества педагогов, психологов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника», — считали раньше, сейчас уверенно в эту команду необходимо вписать ребенка. В сотрудничестве и сотворчестве могут реализовываться поставленные задачи воспитания.

              Наиболее действенным в содержании взаимодействия педагогов с родителями его воспитанников является проявляемая забота о развитии ребенка. Важно самочувствие, состояние души, физическое и психологическое здоровье, успешность деятельности, положение в группе, самооценка и притязания, способности и перспективы их развития.

            Общество заинтересовано в том, чтобы семья  была конструктивным микросоциумом детей, где успешно формируется менталитет, складывается система отношений, общая культура личности. Именно поэтому необходимо наладить продуктивные взаимоотношения семьи со школой в интересах ребенка.

Сегодня, в XXI веке, веке глобализации и обобществления практически всех сторон жизни человека, семья остается основной, или как говорят социологи – «первичной социальной группой, социальным институтом», где происходит воспитание нового поколения. Для повышения роли семьи в обществе и воспитания молодежи в духе уважения к семейным ценностям необходимо осознать: «Семья для каждого человека – неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Именно семья признается основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.()

Глубокий кризис современного российского общества и кризис семьи тесно взаимосвязаны и имеют общие корни. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней формируются, из нее вырастают. Из семьи человек выносит в общественную и государственную жизнь те качества, которые становятся источником созидания или зла и разрушения. 

Семья в России находится в сложном, кризисном состоянии. Об этом, в частности, говорит огромное число разводов. Кризисы в различных сферах жизни общества привели к идейной неразберихе, что в первую очередь жестко ударило по моральным и нравственным ценностям населения. Сейчас вместо развития духовности и нравственности сейчас мы видим всеобщее моральное разложение нации. Вопросы о семье и браке выходят далеко за пределы чисто моральных дискуссий. На кону – проблемы демографии, следовательно, и темпов развития общественной и экономической жизни. И в этом инициатива правительства наиболее важный, решающий фактор.

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья, изменилось общество.

Будем верить, что своевременные ФГОС будут способствовать реализации самых лучших побуждений по взаимодействию  образования с родителями. Так как в документе подчеркнуто, что одним из принципов образования является сотрудничество  образовательных организации с семьей,  а ФГОС — является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Среди задач, решаемых ФГОС  – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

                                                Литература

1Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ

2.Варга, Д. Дела семейные: Пер. с венг. [Текст] / Д. Варга — М.: «Педагогика», 1986.

  1. Вигман, С. Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие [Текст] / С. Л. Вигман – М.; ТК Велби, 2004. – 208 с.

4.Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskaya-mysl-rossii-vtoroi-poloviny-xviii-veka-o-vospitanii-detei-v-seme#ixzz3SeMfbxNI

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Вестник образования, № 4, 2010.
    3.Сухомлинский В.А. Избр. произв. В 5-ти т. – Киев, 1979 – 1980.
    4.Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. – М.: Просвещение, 2011.
    5.Гейко В. А. Роль семьи в развитии школьных успехов ребенка. -Начальная

6.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:  «Просвещение», 2000.

7.Афанасьева Т.М. Семья. – М.: Просвещение. – 2005.

 

8.Ковалев С.В. Психология современной семьи: книга для учителя / Ковалев С.В. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.

9.Ковалев С.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика. – 2001.

10.Каменева Т.Н. Влияние семьи на процесс формирования личности ребенка // II Всероссийская научная конференция Сорокинские чтения-200. Будущее России: стратегии развития. – 2005, 14-15 декабря.

Обсуждение закрыто.