Воспитание здорового образа жизни в семье и школе

В условиях социально-экономических преобразований в Российской Федерации обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и значительно ухудшающимся здоровьем детей.
В уставе Всемирной организации здравоохранения указано, что здоровье — это «Состояние полного физического, духовного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». В целом здоровье можно определить, как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и отрицательным внутренним факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширять свои возможности для полноценной жизнедеятельности, т.е. обеспечивать свое благополучие.

Каждый человек заинтересован в своем благополучии и счастье, которые непосредственно связаны с постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, соблюдением правил здорового образа жизни.

Здоровье — важнейший фактор работоспособности и развития организма человека, особенно ребенка. В книге «Афоризмы житейской мудрости» немецкий философ Артур Шопенгауэр (1788-1860) писал: «Девять десятых нашего счастья основано на здоровье. При нем все становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствия, даже субъективные блага: качество ума, души, темперамента при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что мы прежде спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья».
К сожалению, в настоящее время в России в просветительской и практической работе наблюдаются негативные тенденции состояния физического, психического, духовного и нравственного здоровья. И в связи с этим возникает необходимость совершенствовать эту деятельность как в школе, так и в семье. Значимую роль при этом будет иметь сформированность глубоких, прочных знаний о здоровом образе жизни и здоровье вообще у учащихся, их родителей, учителей. В ряду основных гуманистических категорий в педагогике по праву как ключевой термин сегодня выделяется — здоровый образ жизни.
Проблема имеет и социально-политическую значимость. Исследования ученых в нашей стране и за рубежом свидетельствуют о том, что на сегодняшний день в условиях демократии молодые люди вполне могут выбрать тот образ жизни, который они предпочтут. Главное, чтобы он был выбран правильно и не противоречил правилам и нормам нравственности, максимально содействовал их физическому и духовному развитию и самосовершенствованию, помогал бы каждому ребенку стать полноценным гражданином своей страны. Несмотря на то, что забота о подрастающем поколении является одной из главных задач президента, правительства, Государственной думы и руководства регионов России, нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости детей, прямо скажем, далеки от совершенства.
Результаты массовых обследований и анализ обращаемости заболевших школьников к врачам, позволяет определить наиболее распространенные среди детей болезни.
На первом месте стоят простудные заболевания: это ОРВИ, хронические тонзиллиты, бронхиты, трахеиты, пневмонии.
На втором месте стоят инфекционные болезни. Среди них более распространен грипп.
На третьем месте заболевания органов пищеварения.
На четвертомтравмы.

За последние 10 лет увеличилось количество заболеваний аллергией почти в 2 раза. Очень много детей с избыточным весом, нарушением осанки, неврозами, нарушениями зрения и многими другими заболеваниями.

Причинами таких явлений явились различные факторы.
1. Акселерация (ускорение роста и развития детей и подростков), которая наблюдаются сейчас во всем мире. Она обусловливает дисгармонию в формировании отдельных органов и их функциональных возможностей. С годами она исчезает.
2. На состояние здоровья и физическое развитие оказывают влияние природные и климатические факторы: солнечная радиация, состав питьевой воды, температура воздуха, влажность. Известно, что природа Севера и Юга отличается друг от друга. И поэтому, в определенных регионах предпринимаются специальные меры, такие как витаминизация, йодирование и т.д. многие медики и педагоги сейчас бьют настоящую тревогу по поводу того, что в школьной среде растет риск дефицита йода, что способствует снижению интеллектуальной деятельности, повышению утомляемости и нервно-психических расстройств.
3. Влияют на здоровье социально-гигиенические факторы: чистота воды, воздуха, почвы (в зависимости от степени загрязнения отходами промышленного производства), наполняемость школ, сменность занятий, семейные условия жизни и воспитания (национальные особенности, материальные возможности, культурный уровень родителей, психологический климат семьи).
4. Биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, родовые травмы. Но нельзя на это смотреть, как на неизбежность. Болезненное состояние проявляется, когда ребенок попадает в неблагоприятную среду.
5. Многое зависит от уровня медицинского обслуживания, насколько правильно и вовремя поставили диагноз, как назначено лечение.
6. Огромное значение имеет оздоровительная работа (прогулки, бег, турпоходы, обучение плаванию, конькам, лыжам).

Приведу еще цифры.

За последние 10 лет в 5 раз возросла патология зрения, в 3 раза — заболевания органов пищеварения, в 5 раз — нарушение осанки, в 4 раза — нервно-психические заболевания.
В определенной степени уровень здоровья подрастающего поколения характеризует анализ состояния здоровья юношей, подлежащих призыву на военную службу. Почти каждый третий освобождается от армии по состоянию здоровья. И те, кто призывается: 6% — имеют судимость, 8% — состояли на учете в милиции, 12% — хронические алкоголики, 8% — наркоманы.
Наблюдается рост числа подростков, состоящих на учете по поводу заболеваний (за последние 10 лет): сифилисом — в 31 раз, гонореи — на 18 %, наркомании и токсикомании — в 7 раз, туберкулеза — на 37%.

Ответственность за это лежит на семье, а в первую очередь, на родителях. Семья как общность людей, связанных отношением супружества, родительства и родства, как основная ячейка нашего общества выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении социализации. Здоровая семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности. Она является «институтом экологии личности, экологии души человека». Она несёт ответственность за ведение детьми здорового образа жизни, а это на 90% — личный пример.

Общественное здоровье представляет собой социально-политическую и экономическую категорию, которые характеризуют жизнеспособность всего общества, как социального организма. Оно складывается в конечном итоге из здоровья всех его членов. Общественное здоровье и индивидуальное здоровье каждого человека неразрывно взаимосвязаны, и одно зависит от другого. Все это касается и здоровья семьи, где её прочность и крепость зависят от здоровья каждого, как физического, так и духовного. И можно сказать — здоровье семьи зависит от поведения и стремления каждого члена сохранить его.
Здоровье это более чем отсутствие болезней. Оно включает такие формы поведения человека, которые позволяют ему улучшить свою жизнь, сделать ее более благополучной, достичь высокой степени самореализации. Благополучие касается всех аспектов жизни человека, а не только его физической формы.

Душевное благополучие соотносится с разумом, интеллектом, эмоциями.

Социальное благополучие отражает связи внутри общества, материальное обеспечение, межличностные контакты.

Физическое благополучие напрямую связано со здоровьем человека и совершенствованием его тела.

Таким образом, понятие здоровья тесно связано с понятием благополучия.

При этом основой человеческого здоровья все больше выступает его духовная составляющая. Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, родными, друзьями, обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий.

Физическое здоровье — это способность тела реализовывать разработанную программу и иметь своего рода резервы на случай непредвиденных экстремальных и чрезвычайных ситуаций. Оно обеспечивается физической активностью рациональным питанием, закаливанием и очищением организма, рациональным сочетанием умственно и физического труда, умением правильно выбрать время вид отдыха и исключением из употребления алкоголя, табака, наркотиков.

Артур Шопенгауэр считал, что прежде всего, мы должны стараться сохранить хорошее здоровье. Он писал: «Средства к этому несложные: избегать всех эксцессов, излишних бурных и неприятных волнений, а также чересчур напряженного и продолжительного умственного труда, далее усиленное движение на свежем воздухе в течение, по крайней мере, двух часов, частое купание в холодной воле и тому подобные гигиенические меры».

Мы уже назвали факторы влияющие на здоровье человека — физические, духовные и социальные. Среди физических факторов наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды. И здесь мы мало что можем изменить. Духовные факторы являются важными составляющими здоровья и благополучия. Это — понимание здоровья как способности к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи. Это и создание установки на здоровый образ жизни. Необходимо отметить, что побудить людей вести здоровый образ жизни не очень легко. Знать, что такое здоровый образ жизни — это одно, а вести его другое. Человек склонен повторять те виды поведения, которые приносят удовольствие. Зачастую вредные для здоровья привычки могут дать приятные ощущения. Выбор в пользу здорового образа жизни требует высокого уровня понимания, воли и заинтересованности. Таким образом, духовный фактор зависит от образа жизни человека.

Социальные факторы также влияют на здоровье каждого. Уровень благополучия, а как следствие, и здоровья может быть нормальным только тогда, когда имеется возможность для самореализации, когда человеку гарантированы хорошие жилищные условия, образование, медицинское обслуживание и т.п. Каждый человек отвечает за свое здоровье. Родители ответственны за свое здоровье и здоровье своих детей. Чтобы быть здоровым, нужны усилия постоянные и неустанные.
Академик Н.М. Амосов в своей книге «Раздумья о здоровье» отмечает, что в большинстве болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. Здоровье человека в медицине часто называют «репродуктивное здоровье». Репродуктивное здоровье можно определить как важнейшую составляющую здоровья человека и общества, которая отражает их способность к созданию необходимых условий для воспитания здорового потомства,
способного обеспечить нормальное развитие общества.
Анализ статистических данных и опросов молодых людей о значении ценности создания счастливой семьи в России свидетельствует о том, что за последние годы она не имеет прежней значимости. Современная семья в настоящее время сталкивается со сложнейшими проблемами. Это обусловлено увеличением числа малообеспеченных семей, миграций, ухудшением состояния здоровья населения, увеличением роста неполных семей. Фактом сегодняшней жизни стало насилие в семье, увеличение числа неблагополучных семей с аморальным микроклиматом и негативным воздействием на развитие ребенка. Для них характерны постоянная конфликтность, антипедагогическое отношение к детям, отсутствие общей культуры, нервозность в отношениях друг к другу Это позволяет сделать общий вывод о том, что образец человека способного создать благополучную семью и стать хорошим семьянином резко теряет свою привлекательность. Падает значимость самой ценности счастливой семейной жизни. Среди молодых растет число тех, кто не считает для себя необходимым при создании семьи оформление своих брачных отношений. А это значит, что уровень здоровья общества и его важной составляющей — репродуктивного здоровья — за последнее время постоянно снижается. Ответственное отношение родителей за воспитание и развитие детей, за состояние их здоровья характеризует уровень репродуктивного здоровья человека, общества. Семья ответственна за воспитание и развитие у ребенка физических, духовных и нравственных качеств. Насколько это удается семье показывает статистика: по данным Минздрава РФ только 14% детей школьного возраста практически здоровы.
50% имеют функциональные отклонения, 35% — хронически больны теми или иными заболеваниями.
Современная демографическая ситуация в мире требует выработки принципов отношения к динамике народонаселения. Демографическая безопасность все больше становится глобальной проблемой, и в условиях экономического кризиса, падения рождаемости и высокого уровня общей смертности населения, проблемы охраны репродуктивного здоровья ведение здорового образа жизни приобретает особую значимость.

Формирование здорового образа жизни в семье будет происходить успешно, если:
— будут разработаны и определены организационно-педагогические условия и механизмы внедрения здорового образа жизни в процессе развития комфортной семьи;
— родители готовы использовать национальные культурные традиции в целях воспитания у детей потребности в ведении здорового образа жизни;
— будет осуществляться согласованное взаимодействие семьи и образовательного учреждения, учитывающее современные тенденции развития необходимости ведения здорового образа жизни.
— в содержание, формы и методы подготовки молодежи к семейной жизни включается использование опыта формирования здорового образа жизни в комфортной семьи.

Обсуждение закрыто.