Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и дополнительного образования с учётом культурно-исторических традиций казачества
Система дополнительного образования кадетского корпуса используется для мотивации кадет к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности на историко-культурных традициях казачества. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения.
Администрация корпуса совместно с попечительским советом ведёт работу по расширению образовательной среды корпуса для построения индивидуального образовательного пространства каждого воспитанника, реализующего профессиональную подготовку. За счет привлечения дополнительного финансирования реализуются следующие программы дополнительного образования: русское боевое искусство по системе Кадочникова, плавание, парашютно-десантная подготовка, начальная лётная подготовка, водолазная подготовка, духовой оркестр, дефиле барабанщиков, шахматы.
В кадетском корпусе выделен ряд предметов дополнительного образования, которые обязательны для изучения всеми кадетами: военное искусство казачьих частей (пластуны), хореография (народный казачий танец, историко-бытовой танец), русское боевое искусство по системе Кадочникова, фехтование, стендовая стрельба, шахматы, Слово пастыря.
В рамках реализации модели многопрофильного казачьего кадетского корпуса, особенностью образовательной деятельности в условиях дополнительного образования является свободный выбор воспитанником содержания своей деятельности в соответствии с его интересами, природными склонностями и способностями. Это способствует интеграции основного и дополнительного образования детей. Результатом такой интеграции можно считать участие и победы воспитанников корпуса в конкурсах различных уровней.
Система дополнительно образования (второй половины дня) построена так, что почти в каждом кружке, секции или клубе есть элементы, взятые из жизни и уклада казаков.
В корпусе создана современная, отвечающая всем требованиям и запросам учебно-материальная база системы дополнительного образования:
— библиотека – 100 % кадет записаны и пользуются энциклопедиями, публицистической и художественной литературой. Создана большая библиотека, подборка книг о казачестве;
— собственная радиогазета;
— кино-фото-телестудия;
— художественная студия;
— авиамодельная мастерская;
— танцевальный зал;
— актовый зал;
— студия народной песни «Сыгрыши-удальцы»;
— ансамбль народного казачьего и историко-бытового танца «Атаманцы»;
— духовой оркестр;
— вокально-инструментальный ансамбль;
— 3 спортивных зала: игровой зал, зал для борьбы, тренажёрный зал
— 1 открытая многофункциональных площадка;
— 1 полоса препятствий;
— 1 спортивный городок;
— тир;
— скалодром;
— десантные лодки;
— учебная площадка для паршютно-десантной подготовки;
— учебная площадка для начальной лётной подготовки;
— 5 комнат досуга в расположениях;
— бассейн (аренда);
— футбольное поле;
— 1 автомобильный класс (на базе ДОСААФ) ( выдача водительских удостоверений после 2 годичного обучения);
— музей
— творческая мастерская;
— взвод барабанщиков для дефиле;
— хоккейная площадка (на договорной основе);
— конно – спортивный комплекс;
— оружейная комната.
Дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан:
— Военно-исторический клуб «Казачья память».
— Военно-спортивный клуб «Пластун» (подготовка по программе специального разведывательного казачьего подразделения)
— Фехтование традиционным казачьим оружием (шашка, пика, джигитка, рубка лозы).
— Конневодство.
— Конная подготовка: основы верховой езды.
— Основы государственной службы.
— История войн и военного искусства русских полководцев.
— Клуб лидеров «Атаман».
— Школа командиров.
— Русское боевое искусство по системе Кадочникова.
— Тир, техника стрельбы из пневматической винтовки.
— Военное моделирование.
— Клуб юных авиаторов «Сармат»: парашютный спорт.
— Клуб юных авиаторов «Сармат»: начальная лётная подготовка.
— Армейский рукопашный бой.
— Казачье многоборье (полиатлон).
— Основы личной самообороны.
— Авиамоделирование.
— Математический кружок.
— Компьютерный кружок «Виртуальный мир».
— Автодело.
— Основы военно-морской подготовки.
Дополнительные образовательные программы физкультурно-спортивного направления:
— Футбол.
— Волейбол.
— Хоккей.
— Плавание. Дайвинг.
— Лёгкая атлетика.
— Шахматы.
Дополнительные образовательные программы художественно – эстетического направления:
— Ансамбль казачьего и историко-бытового танца «Атаманцы».
— Духовой оркестр.
— Медиацентр «Баклановец».
— Дефиле барабанщиков.
— Вокально-инструментальный ансамбль.
— Художественная студия.
— Слово пастыря.
— Православный образ жизни.
Таким образом, к отличительным особенностям содержания дополнительного образования Шахтинского Я.П. Бакланова казачьего кадетского корпуса относится:
— реализация культурологического содержания образования, сочетание образовательных программ, реализующих казачий кадетский компонент, программ дополнительного образования, кадетского воспитания, направленных на формирование практических знаний по основам подготовки к военной службе;
— приоритетность воспитания в казачьем кадетском образовании, создание культурно-образовательной и ценностно-смысловой среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, православной культуры, символами и ритуалами кадетских корпусов прошлого.