Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и дополнительного образования с учётом культурно-исторических традиций казачества
Система дополнительного образования кадетского корпуса используется для мотивации кадет к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности на историко-культурных традициях казачества. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения.
Администрация корпуса совместно с попечительским советом ведёт работу по расширению образовательной среды корпуса для построения индивидуального образовательного пространства каждого воспитанника, реализующего профессиональную подготовку. За счет привлечения дополнительного финансирования реализуются следующие программы дополнительного образования: русское боевое искусство по системе Кадочникова, плавание, парашютно-десантная подготовка, начальная лётная подготовка, водолазная подготовка, духовой оркестр, дефиле барабанщиков, шахматы.
В кадетском корпусе выделен ряд предметов дополнительного образования, которые обязательны для изучения всеми кадетами: военное искусство казачьих частей (пластуны), хореография (народный казачий танец, историко-бытовой танец), русское боевое искусство по системе Кадочникова, фехтование, стендовая стрельба, шахматы, Слово пастыря.
В рамках реализации модели многопрофильного казачьего кадетского корпуса, особенностью образовательной деятельности в условиях дополнительного образования является свободный выбор воспитанником содержания своей деятельности в соответствии с его интересами, природными склонностями и способностями. Это способствует интеграции основного и дополнительного образования детей. Результатом такой интеграции можно считать участие и победы воспитанников корпуса в конкурсах различных уровней.
Система дополнительно образования (второй половины дня) построена так, что почти в каждом кружке, секции или клубе есть элементы, взятые из жизни и уклада казаков.
В корпусе создана современная, отвечающая всем требованиям и запросам учебно-материальная база системы дополнительного образования:
– библиотека – 100 % кадет записаны и пользуются энциклопедиями, публицистической и художественной литературой. Создана большая библиотека, подборка книг о казачестве;
– собственная радиогазета;
– кино-фото-телестудия;
– художественная студия;
– авиамодельная мастерская;
– танцевальный зал;
– актовый зал;
– студия народной песни «Сыгрыши-удальцы»;
– ансамбль народного казачьего и историко-бытового танца «Атаманцы»;
– духовой оркестр;
– вокально-инструментальный ансамбль;
– 3 спортивных зала: игровой зал, зал для борьбы, тренажёрный зал
– 1 открытая многофункциональных площадка;
– 1 полоса препятствий;
– 1 спортивный городок;
– тир;
– скалодром;
– десантные лодки;
– учебная площадка для паршютно-десантной подготовки;
– учебная площадка для начальной лётной подготовки;
– 5 комнат досуга в расположениях;
– бассейн (аренда);
– футбольное поле;
– 1 автомобильный класс (на базе ДОСААФ) ( выдача водительских удостоверений после 2 годичного обучения);
– музей
– творческая мастерская;
– взвод барабанщиков для дефиле;
– хоккейная площадка (на договорной основе);
– конно – спортивный комплекс;
– оружейная комната.
Дополнительные образовательные программы, имеющие целью военную подготовку несовершеннолетних граждан:
– Военно-исторический клуб «Казачья память».
– Военно-спортивный клуб «Пластун» (подготовка по программе специального разведывательного казачьего подразделения)
– Фехтование традиционным казачьим оружием (шашка, пика, джигитка, рубка лозы).
– Конневодство.
– Конная подготовка: основы верховой езды.
– Основы государственной службы.
– История войн и военного искусства русских полководцев.
– Клуб лидеров «Атаман».
– Школа командиров.
– Русское боевое искусство по системе Кадочникова.
– Тир, техника стрельбы из пневматической винтовки.
– Военное моделирование.
– Клуб юных авиаторов «Сармат»: парашютный спорт.
– Клуб юных авиаторов «Сармат»: начальная лётная подготовка.
– Армейский рукопашный бой.
– Казачье многоборье (полиатлон).
– Основы личной самообороны.
– Авиамоделирование.
– Математический кружок.
– Компьютерный кружок «Виртуальный мир».
– Автодело.
– Основы военно-морской подготовки.
Дополнительные образовательные программы физкультурно-спортивного направления:
– Футбол.
– Волейбол.
– Хоккей.
– Плавание. Дайвинг.
– Лёгкая атлетика.
– Шахматы.
Дополнительные образовательные программы художественно – эстетического направления:
– Ансамбль казачьего и историко-бытового танца «Атаманцы».
– Духовой оркестр.
– Медиацентр «Баклановец».
– Дефиле барабанщиков.
– Вокально-инструментальный ансамбль.
– Художественная студия.
– Слово пастыря.
– Православный образ жизни.
Таким образом, к отличительным особенностям содержания дополнительного образования Шахтинского Я.П. Бакланова казачьего кадетского корпуса относится:
– реализация культурологического содержания образования, сочетание образовательных программ, реализующих казачий кадетский компонент, программ дополнительного образования, кадетского воспитания, направленных на формирование практических знаний по основам подготовки к военной службе;
– приоритетность воспитания в казачьем кадетском образовании, создание культурно-образовательной и ценностно-смысловой среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, православной культуры, символами и ритуалами кадетских корпусов прошлого.